Опубликовано
Организация применяет УСН. В настоящее время обязанности по исчислению НДС у нас нет. В каком случае мы должны платить НДС в 2027 году?
С 01.01.2027 у плательщиков УСН возникает обязанность по уплате НДС, если доход за 2026 год превысил 20 млн руб.
Обоснуем ответ.
С 2025 года организации и предприниматели на УСН являются плательщиками НДС, за исключением тех, кто освобождается от его уплаты. Так, освобождение от уплаты от НДС применяется (п. 1 ст. 145 НК РФ):
Доходный критерий, который освобождает упрощенца от НДС, оценивается ежегодно (письмо Минфина России от 15.11.2024 № 03-07-11/113540, п. 2 Методических рекомендаций, направленных письмом ФНС России от 30.12.2025 № СД-4-3/11836@, далее – Методические рекомендации).
Следовательно, с 01.01.2027 организация (ИП) на УСН обязана исчислять и платить НДС, если доход за 2026 год превысит 20 млн руб. Это же правило применяется, если плательщик переходит на УСН с иного режима налогообложения.
Плательщики на УСН, доход которых за 2026 год не превысит 20 млн руб., с 01.01.2027 освобождаются от уплаты НДС при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг), имущественных прав (п. 1 ст. 145 НК РФ). Освобождение предоставляется автоматически, уведомлять ИФНС не нужно (п. 1 Методических рекомендаций). Применение освобождения является обязательным, отказаться от него нельзя (письма Минфина России от 02.12.2024 № 03-07-11/120833, от 15.11.2024 № 03-07-11/113541, от 07.10.2024 № 03-07-11/96800).
Также на освобождение от уплаты НДС могут рассчитывать вновь созданные организации и вновь зарегистрированные ИП, которые сразу начинают работать на УСН. Освобождение от уплаты НДС действует с даты постановки на учет в ИФНС.
Несмотря на освобождение, упрощенцы должны исчислять и уплачивать НДС, если (п. 2, 3, 5 ст. 346.11, п. 5 ст. 173 НК РФ):
При этом необходимо учитывать, что освобождение от уплаты НДС действует до тех пор, пока доход текущего года не превысит 20 млн руб. В этом случае упрощенец начинает исполнять обязанности плательщика НДС с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было превышение. В месяце, в котором произошло превышение лимита дохода, уплачивать НДС не нужно (п. 5 ст. 145 НК РФ, письмо Минфина России от 05.05.2025 № 03-07-07/44848, п. 3 Методических рекомендаций).
Иначе говоря, если в течение 2027 года доход организации (ИП) превысит 20 млн руб., то с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором было превышение, возникает обязанность по исчислению и уплате НДС.
При этом на организации и ИП на УСН, которые признаются плательщиками НДС, в полной мере распространяются положения гл. 21 НК РФ, в т. ч. льготы, предусмотренные ст. 149 НК РФ. Таким образом, если плательщик ведет льготную деятельность, то в отношении доходов от нее он НДС не платит в любом случае. Подробнее о льготах смотрите статью на сайте ИС 1С:ИТС.